К каким учреждениям относятся детские дома. Современные проблемы науки и образования

1.1. Характеристика учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обстановка с беспризорными становиться все острее. Во многих семьях по разным причинам, основная из которых все те же экономического характера, родители спиваются, забывая о детях. А те, видя постоянные пьянки, драки, не находя даже куска хлеба, уходят из дома, живут в подвалах, на чердаках.

Приюты, детские дома – слова для нас, казалось бы, прочно забытые, снова возвратились в нашу речь.

Страшная статистика сирот при живых родителях растет, возрастает число учреждений для таких детей.

К таким учреждениям относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома – интернаты для детей – инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками;
социально – реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты); учреждения здравоохранения -дома ребенка и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети – сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, или объявлены умершими (в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по разным причинам.

К основным причинам относится: отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; иные случаи признания ребенка, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке.

Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет. По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.

Целевая установка всех детских домов – это социальная защита
детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача им навыков поведения в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление психосоциального и физического здоровья.

Детский дом – государственное интернатное воспитательное учрежденние для детей – сирот в возрасте от 3 до 18 лет, некоторые такие учреждения преобразованы в школы – интернаты.

Школа – интернат – учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников, с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Определение ребенка с 7 до 18 лет в школу – интернат происходит на основании решения органов опеки, по желанию родителей или лиц их заменяющих.

Основные задачи учреждения:

· Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.

· Обеспечение социальной защиты, медико– психолого – педагогической реабилитации воспитанников.

· Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.

· Обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников.

· Охрана прав и интересов воспитанников.

Организация обучения воспитанников в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

Режим дня, обеспечивающий научно – обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением.

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

· Разновозрастные (не более 8 человек).

· Одновозрастные (до 4 лет – не более 5 человек, от 4 лет и старше –
не более 10 человек).

Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных ном, и определяются исходя из потребности (численности).

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

При проведении занятий в 1 – 11 классах по иностранному языку,
в 5 – 11 классах – по трудовому обучению, физической культуре, в 10 – 11 классах – по информатике, вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление на две группы класса при наполняемости не менее 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов и комплектование воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого – педагогической и медико – педагогической комиссии.

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляются в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

В учреждение принимаются:

· дети – сироты

· дети, отобранные у родителей по решению суда

· дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

Воспитанники учреждения имеют право на:

· Бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами.

· Защиту своих прав и интересов.

· Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации.

· Удовлетворение потребности в эмоционально – личностном общении.

· Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

· Развитие своих творческих способностей и интересов.

· Получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

· Отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относится к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом.

В основные обязанности медицинских работников входят:

· наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно – психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;

· организация и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно – оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

· медицинский контроль за выполнением санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима;

· осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно – гигиенических требований в процессе трудового обучения;

· работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно – просветительских знаний.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги – психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

Детский дом семейного типа (семейный детский дом) – семья, взявшая на попечение одного или несколько детей – сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются не несколько лет по договору – контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др.

Основными задачами детского дома семейного типа являются – создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10 – летнего возраста, только с их согласия.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

1. находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;

2. имеющие заболевания, при наличии которых, нельзя взять детей на воспитание;

3. лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

4. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

5. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

6. являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10 – летнего возраста только с его согласия) и согласия администрации образовательного или лечебно – профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа, ребенку выдается справка о пребывании в детском доме семейного типа.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно – профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями) исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

1. Средства учредителя (учредителей).

2. Имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом).

3. Добровольные пожертвования физических и юридических лиц.

4. Другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством РФ.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные средства в течение года изъятию не подлежат.

В соответствии со статьей 123 Семейного Кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей подлежат на попечение родителей всех типов и видов. Эта предоставляет широкие полномочия для местных органов управления образованием, согласно которой законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и «иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Основным нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Типовое положение об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Правительством Российской Федерации от 1 мая 1995 г. № 676. Это же Типовое положение выполняет функции примерного и для других образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, негосударственных.

Появление таких учреждений – результат политики в сфере негосударственного образования в субъектах Российской Федерации. Основными учредителями являются физические и юридические лица.

Порядок открытия негосударственного учреждения для детей – сирот следующий:

1. По заявлению одного из учредителей готовиться проект постановления главы администрации района, области, на территории которых создается детский дом, об открытии учреждения.

2. Учредитель (учредители) назначают директора детского дома на контрактной основе.

3. Директор детского дома готовит по согласованию с учредителями пакет документов, необходимый для лицензирования учреждения.

Учитывая специфику негосударственного учреждения, по согласованию учредителей может быть оговорен пол, возраст принимаемых детей, их индивидуальные особенности. Эти и другие положения должны быть отражены, в частности, в Уставе учреждения – одном из главных учредительных документов.

Негосударственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комплектуется по согласованию учредителей и органов управления образованием через органы опеки и попечительства городских, районных отделов образования или органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Комплектование учреждения детьми осуществляется в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Уставе учреждения обязательно должны быть оговорены вопросы приема детей, их вывода (с разрешения только органов опеки и попечительства), выпуска (ответственность за дальнейшую судьбу выпускника в первые годы самостоятельной жизни, обеспечение социальных гарантий не ниже предусмотренных государством).

Механизм взаимоотношений негосударственного учреждения для детей – сирот и органов управления образованием регулируется Учредительным договором между учредителями и детским домом в том случае, если орган управления образованием является одним из учредителей.

Орган управления образованием может не быть в числе учредителей негосударственного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае отношения органа управления образованием и детского дома определяются Соглашением взаимных обязательств по комплектованию, финансированию, обучению, контролю и помощи, с стороны, и гарантией соблюдения прав и интересов детей, с другой.

Детские деревни (SOS – Киндердорф) – заведение для воспитания детей – сирот в условиях, приближенных к семейным.

Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным.

В семье шесть – восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.

Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей.

Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск.

Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS – австрийский
педагог – гуманист Герман Гмайнер.

Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая – в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт – Петербургом.

На конец 2001 года в домах ребенка находилось 160 чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; на конец 2002 года – 182 человека.

Дети, нуждающиеся в таких учреждениях, как правило,

10 % «отказные», 90 % - из семей «группы риска» - лишенные родительских прав, находящиеся в заключении, на лечении в психиатрических больницах, бомжи и т.д.

В детские дома поступают дети, в основном, по несколько лет скитавшиеся по подвалам, давно утратившие связи с семьей. Подавляющее большинство их приобщилось к алкоголю, табаку, другим вредным привычкам. У них, зачастую, утрачены обычные бытовые навыки, они не придерживаются правил гигиены. В основном, все с нервными расстройствами, повышенной агрессивностью, страдают различными хроническими и кожными заболеваниями, задержкой психического развития.

Социальные приюты для детей и подростков – специализированные детские заведения стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение или подразделение социально – реабилитационного центра, призванное оказывать социальную, правовую, медико – психолого – педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству. Приюты создают государственными органами, общественными организациями, их учредителями могут быть и частные лица.

Центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальные центры для временного содержания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 16 лет и оказание содействия в их дальнейшей социальной жизни и передаче на воспитание в семьи граждан.

Все это, с нашей точки зрения, делает актуальным изучение особенностей психического развития детей, воспитывающихся в детских домах.


По социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление...

Достойного Человека». 2. Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома 2.1 Организация и проведение исследования Изучение особенностей социальной адаптации детей Тарногского детского дома. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Измерить уровень социальной адаптации в Тарногском детском доме в возрасте от 12–17 лет. 2. ...

Проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности. 1.3 Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - ...

Однако без соответствующего финансирования. В результате все финансовое бремя по поддержанию приемной семьи (а оно немалое) полностью ложится на местный бюджет. Глава 3. Анализ функционирования семейных детских домов в России и за рубежом 3.1 Западный опыт детских домов семейного типа Социальная адаптация детей-сирот - новая проблема для России. Для Советского Союза ее вроде бы и не...

1

В России существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется той категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая входит в число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Представленная статья посвящена актуальной проблеме устройства такой категории детей. В данной статье рассматриваются основные формы специализированных коррекционных (лечебных) учреждений. Они включают четыре категории устройства детей, среди которых коррекционные учреждения (специальный коррекционный детский дом, специальная коррекционная школа-интернат); детские дома-интернаты; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением, включая совершивших правонарушения; санаторные детские дома. Каждый тип учреждений, рассмотренный в статье, имеет свою особенность, специфику и решает определённые цели и задачи, направленные не только на реабилитацию, но и на социализацию и жизнестойкость детей с ограниченными возможностями здоровья.

дети-сироты

коррекционные учреждения

детский дом

детский дом-интернат

форма устройства детей-сирот

1. Алифанова Л.И., Кораблёва О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2016. – № 3-2 (59). – С. 328-338.

2. Бабушкина Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением: дис. … канд. пед. наук. - Тула, 2005. – 187 с.

3. Воробьёва Е.Г., Ялпаева Н.В. Развитие системы специального дошкольного образования в России // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 2. – С. 32-39.

4. О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 26 декабря 2000 г. № 3. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901780988 (дата обращения: 05.10.2016).

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания: утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.

6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей: утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 559-ст.

7. О методических рекомендациях по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением: Письмо Министерства образования РФ от 29 ноября 1999 г. № 24-51-1133/13. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901767667.

8. Правдов М.А. и др. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России / М.А. Правдов, Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, В.Н. Матвеичев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 1 (21). – С. 16. - URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1201316/pdf_50 (дата обращения: 07.10.2016).

9. Селитреникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида // Адаптивная физическая культура. – 2012. – Т. 51. – № 3. – С. 22-24.

10. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/ (дата обращения: 03.10.2016).

11. Шипилов Р.М. и др. Интернатные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России / Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, И.Ю. Шарабанова, Ю.А. Ведяскин // В мире научных открытий. – 2015. – № 11.5 (71). – С. 1763-1771.

12. Шипилов Р.М., Шипилова О.В. Научно-методические основы физического воспитания в детских домах и интернатах // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 74. – С. 629-637.

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин оставались вне семейной заботы и требовали особого отношения к себе со стороны социума. Особенно остро проблема сиротства обстоит в России . Причиной сиротства является возникновение социально дезадаптированных семей, где царят неуважение к человеку, бескультурье, пьянство, что приводит к полному отсутствию удовлетворенности ребенка в жизненно важных потребностях, что обуславливает попадание значительного числа детей в категорию «трудных» или «риска».

Дети, которые с первых лет жизни наблюдали рядом с собой пример асоциального поведения, зачастую сами начинают его повторять, оказываясь не готовыми и не умеющими осуществлять безопасную для себя и окружающих жизнедеятельность в социуме. Это ведет к увеличению социальных рисков и, как следствие, росту социальной напряженности в обществе.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается порядка 482 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 83% детей воспитываются в семьях. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в государственном банке данных, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 71 тысяча, из них детей, имеющих инвалидность, - 21 тысяча . Данные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной адаптации и реабилитации в современном обществе, с ними необходимо осуществлять дополнительную работу по формированию у них культуры безопасности жизнедеятельности в социуме, создавать условия для их социализации.

Государство отвечает за жизнь ребёнка, в его обязанности входит создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, оказание помощи в адаптации и социализации. Для решения этой проблемы были созданы и успешно работают органы опеки и попечительства, увеличивается число патронатных и приемных семей, открыты семейные детские дома. Серьезная работа ведется по улучшению условий обучения и воспитания, социальной адаптации, медико-психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности. Разработаны и внедрены во всех субъектах Российской Федерации программы, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Политика государства направлена на решение проблем социальной адаптации и реабилитации наиболее незащищённой категории детей, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Особое внимание направлено на ту категорию детей, которая входит в число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы были созданы специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, целью которых является не только обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья , но и их социальная адаптация в современном обществе. В нашем исследовании мы попытаемся раскрыть формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений как устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методика

Проведённое исследование основывается на комплексном использовании следующих методов исследования: анализа литературных источников, анализа нормативно-правовых документов, метода обобщения. Глубокий анализ литературных источников, нормативных документов, реферативных изданий позволил раскрыть основные формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, распространённых в России. Метод обобщения как метод исследования представляет собой анализ собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С помощью метода обобщения мы получили фактический материал, который использовали в данной работе.

Обсуждение

Согласно данным специальной литературы, нормативно-правовым документам и в результате обобщения собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами существующие в России формы устройства детей-сирот достаточно разнообразны. С нашей точки зрения их можно разделить на пять категорий: образовательные учреждения интернатного типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения; учреждения семейного типа; военно-учебные заведения; кадетские учреждения. Перечисленные категории учреждений в той или иной степени связаны с воспитанием и обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образовательные учреждения интернатного типа включают в себя: дома ребёнка, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты, детские дома квартирного типа, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, школы-интернаты при церкви . Формы устройства детей-сирот семейного типа представлены: усыновлением, опекой и попечительством, детскими домами семейного типа, приёмными семьями, временными приёмными семьями. В настоящее время в России имеются такие формы устройства детей, как патронатные семьи, детские деревни-SOS, дома молодёжи-SOS, пансионы семейного воспитания, приходские детские дома. Категории военно-учебных заведений и кадетских учреждений включают: военные училища, воинские части, кадетские школы-интернаты, кадетские корпуса и музыкальные кадетские корпуса. В нашем исследовании мы обратим внимание на учреждения, имеющие специфику коррекционных образовательных учреждений. К ним можно отнести: образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

  1. В категорию «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» входит два вида образовательных учреждений: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии .

В данных образовательных учреждениях воспитываются дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены на определённый срок, находятся на длительном лечении и др. В представленных учреждениях создаются особые условия, максимально приближенные к домашним, специалистами организовывается особая среда, способствующая медико-психологической реабилитации и адаптации детей к окружающему их социуму. На детей, воспитывающихся в этих учреждениях, распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством.

Особенность данных учреждений характеризуется не только постоянным проживанием детей с последующими коррекционными и лечебно-профилактическими работами, но и их обучением с целью общеобразовательной и трудовой подготовки.

  1. К специальным (коррекционным) образовательным учреждениям, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, можно отнести: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VIII видов; специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VII видов . По своей специализации в коррекционных учреждениях живут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I вида для обучения и воспитания неслышащих детей и специальные (коррекционные) учреждения II вида для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) . Данные учреждения строят свою программу на основе обучения детей с 1 по 12 класс. Общая численность учеников в классе не должна превышать 12 человек. Дети с полной потерей слуха проходят обучение в объёме неполной средней общеобразовательной школы за 12 лет. Дети, имеющие незначительную глухоту и серьёзные нарушения речи, проходят обучение с 1 по 12 класс, а дети с нарушениями речи, приводящими к дисграфии, дислексии, дислалии, проходят обучение в течение 10 лет. По возможности срок обучения может увеличиться. Дети с данными заболеваниями учатся активной речевой деятельности, развитию слухового и зрительного восприятия, чтению с губ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов для обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения . Образовательные учреждения III вида направлены на воспитание незрячих детей, а учреждения IV вида - слабовидящих детей. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (12-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (10-летнее обучение). Наполняемость классов не должна превышать 12 человек. Основной задачей в реабилитации детей стоит сохранение и развитие зрения. В образовательных учреждениях незрячие дети при обучении используют тактильно-кинестетические системы и слуховые анализаторы, частично видящие активно пользуются зрительными анализаторами. Особая роль уделяется взаимодействию незрячих детей с видящими детьми, что повышает их социальную активность.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида обучаются дети, имеющие слух, но ярко выраженную патологию речи . Дети обучаются по программе неполной средней общеобразовательной школы. Главная задача - исправление дефектов устной и письменной речи. В случае исправления патологии ребёнка переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VI вида представляют собой лечебно-оздоровительные образовательные учреждения, предназначенные в качестве исправления дисфункций опорно-двигательного аппарата детей . В качестве вспомогательных средств используются различные тренажёры и оборудование. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (11-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (9-летнее обучение). В одном классе может обучаться не более 16 человек.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития . В таких учреждениях обучение осуществляется по программам неполной средней общеобразовательной школы. Работа в таких учреждениях строится на основе преодоления недостатков психофизического развития. В программе прописаны как индивидуальные, так и групповые занятия. Наполняемость группы - не более 20 человек. В случае восстановления психического развития ребёнка его переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида предназначены для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью . Данные учреждения относятся как к системе образования, так и к системе здравоохранения. Обучение детей осуществляется в дошкольных учреждениях (детские дома), где ведется подготовка этих детей к обучению в специализированных коррекционных школах-интернатах с целью получения доступной специальности.

В настоящее время детские дома и школы-интернаты I-V вида определяются как государственные образовательные реабилитационные учреждения, VI вида - государственные реабилитационные учреждения, а VII и VIII видов - государственные медико-социальные реабилитационные учреждения. Те и другие предназначены для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программам общеобразовательных школ .

  1. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, представлены санаторными детскими домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Данные учреждения предназначены обеспечить комплексную систему мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам, по подготовке их к самостоятельной жизни, социальной и педагогической интеграции в общество. На базе санаторных детских домов создаются специальные условия, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника. В данные образовательные учреждения для прохождения лечения направляются дети из различных детских домов и школ-интернатов. С воспитанниками проводятся реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия. В случае длительного лечения дети продолжают обучение по общеобразовательным программам на базе этих же учреждений.
  2. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением . К данной категории относятся следующие виды учреждений (специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии). В таких учреждениях обучаются по адаптированным образовательным программам дети в возрасте от 8 до 18 лет с задержкой психического развития и умственной отсталостью. С воспитанниками проводятся корректирующие мероприятия, лечебно-профилактические работы с целью их последующей интеграции в общество. В воспитательном процессе используются психолого-педагогическая поддержка, трудовое воспитание, способствующие социальной реабилитации.

Заключение

Таким образом, мы можем говорить о том, что государство создаёт условия для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение, получение квалифицированной психологической помощи, лечение и реабилитацию, а также социальную адаптацию в современном мире. Только за 2015 год количество детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, составило 15 тысяч человек. В их число входят и дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. Приведённые данные показывают, что эти дети имеют возможность наравне со сверстниками быть социально активными и успешными членами общества, готовыми к успешной социализации. Однако статистика вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год (58 тысяч человек) остаётся тревожной. Потребность в данных учреждениях по-прежнему высока. На сегодняшний день типология специальных (коррекционных) учреждений достаточно обширна. Каждый тип учреждений имеет свою специфику и решает определённые задачи, направленные на социализацию и развитие жизнестойкости у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографическая ссылка

Шипилов Р.М., Шипилова О.В., Шарабанова И.Ю., Ишухина Е.В., Ведяскин Ю.А. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25682 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

СК РФ Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в

В число образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей входят:

· детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основными задачами учреждений являются:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико-психо-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

Деятельность таких учреждений строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Учреждение создается учредителем. Им могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения. Отношения между учредителем и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о доме ребенка2 во вновь организуемых домах ребенка, как правило, должно быть не менее 30 и не более 100 коек. В доме ребенка возрастной состав детей в группах и количество групп устанавливается в зависимости от мощности учреждения и возрастного состава детей в нем. Каждая группа детей в доме ребенка обслуживается специальной сестрой и няней. Дом ребенка имеет изолятор, обслуживающий больных детей. Количество мест в изоляторе составляет не менее 10% коечного фонда. Помещение дома ребенка, медицинское и хозяйственное оборудование, а также мягкий инвентарь и его содержание должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям детей и соответствующим нормам.

Организация обучения и воспитания в образовательном учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы: разновозрастные (не более 8 человек); одновозрастные (до 4 лет – не более5 человек, от 4 лет и старше – не более 10 человек). В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.

В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Учреждение с согласия воспитанников может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных образовательных услуг, при наличии соответствующей лицензии.

В учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признанные недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.

Права и обязанности воспитанников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Воспитанники имеют право на: бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; защиту своих прав и интересов; уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным за учреждением органом здравоохранения медицинским персоналом (см. Приложение № 2).

Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию.

Управление учреждениями осуществляется в соответствии с законом РФ « Об образовании»1, типовым положением и уставом. Директор учреждения назначаемое лицо и несет ответственность за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями.

Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Земельные участки закрепляются за учреждением в бессрочное пользование.

Деятельность учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Финансирование осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых от вида учреждения и в расчете на одного воспитанника (см. Приложения № 3 - 6). Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования учреждения за счет средств его учредителя.

Вверх