Методика диагностирования коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного воз. Диагностика коммуникативных умений дошкольников Диагностика общения детей

1

Современные исследования позволяют доказать непосредственную корреляцию в развитии игровой, коммуникативной и речевой деятельности ребенка. Тем более эти исследования актуальны в отношении детей с нарушенным развитием речи. Высказано предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) будет успешно влиять на их социализацию, если будет: уточнённая информация о вербальных и невербальных проявлениях в структуре нарушения; разработана и внедрена педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности детей с ОНР; реализованы педагогические условия, оптимизирующие педагогическую модель формирования коммуникативной компетентности. Установленные взаимосвязи в нарушении разных сторон деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи позволили разработать и реализовать педагогическую модель формирования у них коммуникативной компетентности и повышения уровня социализации средствами игры.

критерии взаимосвязи нарушений речи и коммуникации

социализация

социометрия

игровая деятельность

нарушения речи и коммуникации

дети дошкольного возраста

1. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. Автореферат диссертации к. п. н. – М., 2009.

2. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. - №1. – С. 62-66.

3. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий. – М.: УПК «Федоровец», 2014.

4. Чиркина Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи / коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. – Архангельск, 2009.

5. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребёнка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2000.

Современные исследования в области теории и практики коррекционной педагогики демонстрируют существенно возросший научный интерес к проблеме междисциплинарного рассмотрения внутренней картины дефекта у детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Н. Волковская, Т.И. Дубровина и др.) . В связи с этим одной из актуальных задач исследования можно назвать поиск путей и условий формирования оптимальной коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности. Важность этой проблематики обусловлена, с одной стороны, возрастающим количеством таких детей, а с другой - активно протекающими процессами их интеграции в общеобразовательную среду.

Потребность ребенка с ОНР в освоении новых социальных ролей, новых действий, необходимость развития у них собственных социальных умений сочетается в дошкольном возрасте с его неспособностью овладевать в полном объеме коммуникацией как видом деятельности. Последствием этого могут стать множественные вторичные и третичные нарушения, в частности, ограничения в социально значимых контактах, замкнутость детей, чрезмерная конфликтность, неумение выразить и реализовать свои потребности, неготовность к обучению в школе, а затем - низкая успеваемость и многое другое.

В связи со сказанным была поставлена цель - изучить, обобщить и реализовать условия, повышающие эффективность формирования коммуникации дошкольников с ОНР (3 уровень) в процессе игровой деятельности.

Исследования в области специальной педагогики демонстрируют вариативные подходы к изучаемой проблеме. Так, Г.В. Чиркина приводит следующие данные об основных показателях сформированности коммуникативных умений у детей:

  • Ребенок проявляет осознанный интерес к общению
  • Ребенок активен, самостоятелен, общается в полную меру своих речевых возможностей и активно использует их для решения коммуникативных задач
  • Ребенок способен оказывать помощь партнеру по общению и прислушиваться к совету
  • Ребенок критически относится к результатам общения, правильно оценивает вклад каждого участника

Каждому из перечисленных показателей условно соответствуют различные уровни сформированности умений:

  • Высокий - качества проявляются стабильно;
  • Средний - качества проявляются в результате напоминания, просьбы, требования;
  • Низкий - качества проявляются очень редко или отсутствуют .

Сравнительный анализ коммуникативной компетентности детей с сохранным и нарушенным развитием позволил О.В. Дзюба выделить следующие особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

  • снижение потребности в общении,
  • несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи),
  • незаинтересованность в контактах,
  • неумение ориентироваться в ситуации общения,
  • негативизм .

В то же время Л.Г. Соловьевой выделено два типа нарушения коммуникативного общения со взрослым у детей с речевыми нарушениями. Нарушение коммуникативной компетенции по первому типу отличается:

  • неактивностью детей в ходе диалога, низким количеством инициативных высказываний и неспособностью дать реактивную реплику, способную стимулировать собеседника к продолжению разговора (предпочтение невербальных и односложных ответов);
  • односторонним характером диалога, который поддерживается только за счет участия в нем взрослого;
  • неизменностью позиций в общении (взрослый - говорящий, ребенок - слушающий);
  • особенностями поведения детей в ситуации общения: робостью, неуверенностью, скованностью.

Вторая модель коммуникативной недостаточности имеет полярную симптоматику и характеризуется:

  • выраженной активностью детей в ходе беседы за счет появления большого количества инициативных высказываний и развернутого характера реакций;
  • снижением внимания к словам собеседника, что обусловило неадекватность реакции и инициаций;
  • нарушением структуры диалога, определяемым отсутствием речевой выдержки, преждевременностью речевых реакций, склонностью перебивать собеседника;
  • возможностью смены позиций "говорящий - слушающий" за счет появления собственных инициаций;
  • особенностями поведения детей в ситуации общения: импульсивностью, некоторой многословностью, суетливостью.

При этом, по мнению Л.Г. Соловьевой, степень выраженности речевого дефекта является важным, но не единственным фактором, обуславливающим формирование коммуникативного поведения детей по первому или второму типу .

Анализируя все вышеизложенное, можно говорить о вариативных проявлениях нарушения коммуникативной компетенции при общем недоразвитии речи. Такая сложная картина дефекта при ОНР приводит к дизонтогенезу процесса общения, что, безусловно, отрицательно сказывается на установлении и поддержании контактов со сверстниками и взрослыми. Следуя логике научного анализа, можно с большой долей вероятности предположить, что обозначенная выше проблема будет иметь серьезные негативные последствия на всем пути воспитания детей с ОНР как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Теоретический анализ собранных материалов определил содержание и организацию экспериментального исследования состояния коммуникативных, речеязыковых и игровых умений дошкольников с общим недоразвитием речи. В его основу легли известные методики дифференциальной диагностики детей с ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова), социометрические методики, проективная диагностическая методика «Игровая комната» (А.М. Щетинина), а также наблюдение за детьми в процессе их пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

По результатам выполнения диагностической программы составлялась социометрическая карта коллектива с выделением наиболее популярных и непринимаемых детей в группе, оценивалась деятельность детей по следующим критериям: мотивация к общению, инициативность и потребность в общении, развитие игровых навыков, способы разрешения конфликтной ситуации, использование вербальных и невербальных средств коммуникации.

Для качественной оценки взаимосвязи выбранных параметров был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием линейного коэффициента корреляции. Результаты анализа представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Показатели корреляции критериев оценки коммуникации, речи и игровой деятельности.

инициативность

конфликтность,

игровые умения

потребность в общении

лидерство

невербальные средства в общении

инициативность

конфликтность,

игровые умения

потребность в общении

Социальная позиция

В процессе анализа нашей задачей было определить значимые факторы, влияющие на изменение социальной позиции в группе сверстников. Согласно результатам анализа, наибольшая взаимосвязь критерия «Социальная позиция» прослеживается с критерием «Развитие игровых навыков». Немного ниже коэффициент корреляции критериев «Социальная позиция» и «Потребность в общении». Также отмечена высокая отрицательная корреляция критериев «Социальная позиция» и «Конфликтность». В свою очередь, критерий «Игровые навыки» наиболее тесно коррелирует с критерием «Потребность в общении», а также определен равно высокий коэффициент корреляции с критериями «Невербальные средства», «Инициативность» и «Диалогическая речь». Высокий индекс отрицательной корреляции отмечен для критерия «Конфликтность».

На наш взгляд, указанные данные позволяют сделать следующее предположение. Социальная позиция ребенка в группе сверстников во многом связана с уровнем развития его игровых навыков и потребности в общении. Логично предположить, что высокая потребность в общении побуждает ребенка к установлению большего числа социальных контактов, а высокий уровень игровых навыков делает ребенка привлекательным партнером для игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. При этом отрицательные значения индексов, полученные в ходе статистической обработки данных, показали, что высокий уровень конфликтности ребенка препятствует реализации его возможности занять высокую социальную позицию в группе.

Мотивированность и потребность в общении также, на наш взгляд, являются стимулом к совершенствованию игровых навыков. В свою очередь, их развитие основано на оптимизации инициативности, возможностей использования вербальных и невербальных средств общения, в частности, диалогической речи как основного средства речевого взаимодействия в игре. Высокий уровень конфликтности ребенка в данном случае ограничивает количество совместных с партнерами игр и не дает ему совершенствовать качества, необходимые для повышения уровня игровых навыков.

Анализ результатов наблюдения за детьми с ОНР в процессе их пребывания в ДОУ показал наличие следующих особенностей: в процессе парных или групповых игр дети более ориентированы на предметы игрового действия, чем на партнеров по игре. В этом случае дети экспериментальной группы либо играют молча, либо продуцируют речевые высказывания, не обращенные к потенциальным партнерам по игре. Это чаще всего отрывочные словосочетания, слова, реже - фразы. Практически никогда дети с ОНР не используют при этом прилагательные, только - названия предметов и знакомых действий. В тех же редких случаях, когда высказывания детей с ОНР все-таки обращены к партнеру по игре, они не имеют однозначно четкой структуры и содержания, присущих диалогу, и могут лишь условно рассматриваться как диалогическая речь в процессе игры.

Доказательством таких выводов могут быть специфические особенности, такие как:

  • низкая мотивация к участию в диалоге;
  • низкая инициативность;
  • содержательная ограниченность;
  • неумение регулировать свои и чужие действия в игре с помощью диалога;
  • невозможность объяснения роли предметов-заместителей;
  • неточности в понимании и объяснении игровой инструкции;
  • наличие трудностей в развитии и объяснении сюжета игры и т.д.

При этом обнаружена в целом более короткая продолжительность речевой активности в игре у детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наряду с этим данные эксперимента продемонстрировали неумение детей с ОНР производить вербально урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих в процессе игровой деятельности.

Все вышеизложенное позволило провести поуровневый анализ состояния коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи. Исходя из данных общей и специальной литературы, мы определили потенциально возможное распределение баллированных оценок детей контрольной и экспериментальной групп по следующим уровням, представленным в Таблице 2.

Таблица 2. Потенциальное распределение баллированных оценок по уровням развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Количество баллов

Описание уровня

29-35 баллов

Самостоятельное построение коммуникативных действий.

Ребенок способен инициировать общение с незнакомым человеком; демонстрирует потребность в вербальном личностном общении; использует разнообразные средства невербального общения, связанные с речью и дополняющие ее; не использует в общении агрессию, не провоцирует и не участвует в конфликтах; в основном играет в сложные сюжетные игры или игры с правилами, легко удерживает правила и цель игры; в равной мере использует инициативные реплики и реплики-реакции, учитывая интересы партнера по диалогу; является лидером в группе сверстников.

22-28 баллов

Достаточный

Адекватный перенос коммуникативных действий

Ребенок способен инициировать общение со знакомым человеком, не ограничен конкретной ситуацией; демонстрирует потребность в вербальном деловом ситуативном общении; ребенок использует ограниченное количество (1-2) средств невербального общения, связанных с речью и дополняющие ее; редко использует в общении агрессию, в основном в качестве самозащиты, не провоцирует конфликты, в конфликте склонен искать компромисс; преимущественно играет в сюжетные игры или игры с правилами, сюжет игры простой, может не удерживать цель и правила игры; в равной мере использует инициативные реплики и реплики-реакции, не в полной мере учитывая интересы партнера по диалогу (перебивает, не дослушивает, может сменить тему, не ответив на реплику); является принимаемым в группе сверстников.

Неадекватный перенос коммуникативных действий.

Ребенок способен инициировать общение в ограниченном количестве конкретных ситуаций (в игре, в паре, на занятии и т.д.); демонстрирует потребность в деловом ситуативном общении, в основном невербальном; использует невербальные средства общения без связи речью или без речи; использует только вербальную агрессию в общении, редко инициирует конфликт, в основном для самозащиты, в конфликте занимает оборонительную позицию; играет в парные (групповые) настольные игры, редко в простые сюжетные игры или игры с правилами самостоятельно или с партнером; в основном пассивен в диалоге, использует только реплики-реакции, но может предложить инициативные реплики; является не принимаемым в группе сверстников.

8-14 баллов

Односторонние коммуникативные действия.

Ребенок способен инициировать общение с детьми по просьбе и инструкции взрослого; демонстрирует потребность в тактильном и невербальном общении; использует 1-2 способа невербального общения без связи речью или без речи; использует в общении вербальную и редко невербальную агрессию, в конфликте в равной мере занимает оборонительную и наступательную позиции; играет преимущественно в манипулятивные игры; является пассивным участником диалога; является изолированным в группе сверстников.

0-7 баллов

Отсутствие коммуникативных действий.

Ребенок не инициирует общение; не демонстрирует потребности в общении; не использует невербальные средства общения; часто использует вербальную и невербальную агрессию, в конфликте занимает наступательную позицию; самостоятельно не играет; не использует диалог в общении; не общается с группой сверстников.

Результаты нашей диагностики показали, что ни один ребенок с общим недоразвитием речи (3 уровень) не показал результатов, соответствующих высокому уровню и лишь два - достаточному уровню коммуникативной компетентности (10%), тогда как дети из группы сопоставительного анализа преимущественно достигали этих двух наивысших уровней (40% и 45% соответственно). Деятельность детей с ОНР преимущественно позволила отнести их к среднему уровню (85%) и, единично - к низкому уровню развития коммуникативной компетентности (5%).

Исходя из результатов экспериментального исследования и основываясь на теоретико-методологических обоснованиях, изложенных в общей и специальной литературе, мы разработали и реализовали модель формирования коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР посредством игровой деятельности. Ее составляющие представлены принципами (общими и частными), задачами, методами, содержательными блоками (в зависимости от выявленного у детей уровня коммуникативной компетентности): диагностическим, прогностическим, коррекционно-развивающим, срезовым (промежуточным), а также педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации педагогической модели.

Для повышения уровня коммуникативной компетентности была выбрана игровая деятельность в качестве основной среды и средства социального взаимодействия, поскольку корреляционный анализ достоверно показал ее взаимосвязь с развитием речеязыковых, коммуникативных и социальных критериев. Программа коррекции предусматривала внедрение сюжетно-ролевых игр в учебно-воспитательный процесс, а конкретно организацию ролевых игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности детей. Организация ролевых игр логопедом и воспитателем строилась на единых задачах и при соблюдении единых условий организации.

В качестве педагогических условий, оптимизирующих реализацию модели, определены:

  1. Использование адекватных возрасту игровых форм активности в соответствии с общеобразовательными и коррекционными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста с сохранным и нарушенным развитием речи.
  2. Сочетание индивидуальных и коллективных форм организации игровой деятельности при ведущей организаторской роли разных специалистов: педагога-воспитателя, логопеда, психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и др.
  3. Соответствующий задачам коррекционно-развивающего воздействия подбор тематики игр.
  4. Использование взаимодополняющих, разноконтекстных ролей, разнообразных ролевых позиций.
  5. Организация совместных игр в разновозрастных объединениях.
  6. Обучение навыкам ведения диалога в стандартных и нестандартных игровых ситуациях.
  7. Использование невербальных средств коммуникации в случае затрудненного применения вербальных средств и т.д.

Результаты срезовой (промежуточной) диагностики показали положительную динамику в речевой, коммуникативной и игровой деятельности детей, что выразилось в позитивном изменении показателей отнесенности детей экспериментальной группы к уровням коммуникативной компетентности и снижении числовых показателей специфических особенностей и ошибок. В настоящее время продолжается внедрение авторской модели формирования коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности.

Рецензенты:

Орлова О.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13346 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе

Коммуникативные способности ребенка закладываются в дошкольном учреждении, когда воспитатель продумывает и четко выстраивает образовательные ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В результате дети начинают понимать специфическую позицию педагога и его профессиональную роль. В учебной ситуации взрослый выступает не просто как человек, который рассказывает что-то интересное и предлагает пообщаться по этому поводу. Педагог ставит учебную задачу, которую необходимо решить ребенку. Правильное восприятие ситуации занятия, истинного смысла вопросов взрослого позволяет ребенку строить свое поведение в соответствии с целями образовательного процесса.
Не менее важным является общение и взаимодействие детей друг с другом. В обществе сверстников ребенок чувствует себя «среди равных». Благодаря этому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками, заложенный в дошкольном возрасте, позволяет ему адекватно действовать в школе. Начальная форма учебной деятельности всегда коллективная; она организуется учителем и осуществляется в ходе совместной работы с детьми. Усвоение общих способов действий (а именно на это, в первую очередь, направлена учебная деятельность) происходит в коллективных и совместно-распределенных видах образовательной работы. Это требует от ребенка умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, внутренней смены позиции, объективного отношения к действиям других участников совместной работы.

Методика 1
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.

Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?

Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.

Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Методика 2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит.

Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.

Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.

Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.

Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.

Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.

Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.

Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.

Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати.

Опытно-экспериментальное исследование уровней сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности

Определение исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности

Для подтверждения теоретических положений нашего исследования был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБДОУ центр развития ребенка детский сад первой категории № 81 «Мальвина» г. Сургута Тюменской области ХМАО - Югры. Исследованием было охвачено на этапе констатирующего эксперимента 40 детей 6-7 лет, вместе с родителями, и педагоги старших групп дошкольного образовательного учреждения. Эти группы условно назвали группа «А» и группа «Б».

Цель: выявить исходный уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе эксперимента предусматривалось решение следующих задач:

1. Дать уровневую характеристику оценки развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, определить исходные уровни развития коммуникативных умений.

2. Изучить состояние работы педагогов по организации совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить уровень знаний родителей о сформированности коммуникативных умений детей.

Для решения обозначенных задач нами использовались следующие методы:

Наблюдение за детьми в естественных условиях;

Анализ документации;

Анкетирование родителей.

I серия эксперимента - диагностика уровня сформированности коммуникативных умений дошкольников старшего возраста.

Наблюдение проводилось в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности. Для проведения исследования использовалась также методика, предложенная Чернецкой Л.В. по изучению коммуникативных умений .

Состояние развития коммуникативных умений исследовалось в двух направлениях: выявление уровня сформированности коммуникативных умений в общении со взрослыми и сформированность коммуникативных умений в общении со сверстниками.

Оценка уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников проводилась с учетом критериев:

I. Общение со взрослыми.

1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

3. Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.

II. Общение со сверстниками.

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.

2. Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Таким образом, определив критерии коммуникативных умений, такие как внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер - мы выделили показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Полученные данные соотносились с интегрированной характеристикой уровней сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Высокий уровень сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого или другого ребенка. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.

Низкий уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников характеризуется отсутствием умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок вежливые слова практически не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные .

Для оценки обозначенных характеристик использовались следующие баллы.

2 балла - показатель положительный.

1 балл - показатель не устойчивый.

0 баллов - показатель отрицательный.

После проведенного исследования по определению уровня сформированности коммуникативных умений полученные результаты, которые отражены в первичных протоколах (приложение 1), в обобщенном виде представлены в таблице 3 и гистограмме 1.

Таблица 3. Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)

Гистограмма 1 Уровень сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в группе «А» большая часть детей 60% (12 человек) имеет низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 30% (6 детей) имеют средний уровень и только 10% (2 ребенка), имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений.

Дети, отнесенные к высокому уровню сформированности коммуникативных умений умеют вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Они разговаривают спокойно, не перебивая говорящего. Такие дети проявляет заботу, внимание, сочувствие к взрослым. Со сверстниками дошкольники всегда здороваются и прощаются, называют друг друга по имени. В конфликты вступает редко и по веским основаниям. В конфликтны ситуациях умеют уступать, не кричат. Положительные отношения со сверстниками. Но отдельные дети с высоким уровнем развития коммуникативных навыков не были готовы прийти на помощь своим ровесникам во время совместной деятельности, занятий отвлекали их, иногда мешали.

Дети со средним уровнем сформированности коммуникативных умений продемонстрировали знание норм и правил поведения, но в большинстве случаев пользовались ими по напоминанию взрослых. Дошкольники иногда перебивали говорящего, вежливые слова произносили чаще по просьбе взрослого. Со взрослыми разговаривали спокойно. Дети демонстрировали отзывчивость к сверстникам, но привычка здороваться и прощаться ежедневно не сформирована. В конфликты вступали редко. В конфликтных ситуациях дети довольно часто обращались за помощью к взрослому. Взаимоотношения с детьми избирательные, не всегда стабильные.

У детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности коммуникативных умений не сформирована привычка здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Во время разговора они часто перебивали говорящего, не применяли в общении вежливые слова, принятые нормы и правила поведения. Они критически реагировали на просьбы взрослых. Со сверстниками были не приветливы, в общении преобладали грубость, агрессия. В процессе совместной деятельности они часто отвлекались, не давали работать другим детям. Провоцировали конфликты в совместной трудовой деятельности (во время разделения орудий труда, или обязанностей, подведения итогов), проявляли обидчивость. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

В группе «Б» были получены следующие результаты 50% (10 детей) имели низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 40% (8 детей) имели средний уровень развития коммуникативных умений, 10% (2 детей) были отнесены к высокому уровню развития изучаемых умений.

У детей, отнесенных нами к высокому уровню, сформированости коммуникативных умений нормы и правила поведения соответствуют требованиям. Такие дети выполняли их и в отсутствии взрослых. Они говорили всегда спокойно, с уважением. Заботливо относились ко взрослым, к их труду. Охотно выполняли все просьбы и поручения взрослых. Дружелюбно напоминали о правилах поведения сверстникам. В отношении с другими детьми преобладал положительный тон, здоровались и прощались без напоминания взрослых. Считались с мнением других детей. В конфликтные ситуации не вступали, умеют уступать. Это объясняется тем, что ими соблюдаются все необходимые условия окружающей среды.

У детей отнесенных к среднему уровню сформированности коммуникативных умений также сформированы нормы и правила поведения, но они не всегда пользуются ими. Тон речи преобладает спокойный, умеют слушать взрослого, но иногда перебивают. На отказ взрослого реагируют не всегда адекватно. Сочувствуют взрослому. К сверстникам такие дети внимательны, но отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Взаимоотношения со сверстниками у таких детей ровные, избирательные. Конфликтные ситуации у таких детей возникают периодически, разрешаются с помощью взрослых.

У детей отнесенных к низкому уровню сформированности коммуникативных умений не сформирована система норм и правил. Такие дети не пользовались вежливыми словами, не обращались к взрослым по имени, отчеству. Не умели адекватно выражать свои просьбы и желания, не могли дождаться своей очереди. Часто игнорировали просьбы взрослых. Со сверстниками были не приветливы, часто перебивали их. В совместной деятельности мешали и отвлекали других детей. Такие дети первые вступали в конфликты, кричали, ругались, кусались. Отношения со сверстниками преобладали открыто негативные, избирательные.

Однако и у детей группы «А» и детей группы «Б» наблюдается западание таких показателей как внимание к сверстнику - умение не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать. Возможно, это связано с тем что педагог не давал им образца поведения в таких ситуациях, не вел индивидуальной работы с такими детьми, в следствии чего детьми не до конца усвоены правила общения со сверстниками.

II серия исследования - анализ документации педагогов группы «А» и группы «Б». Цель: определить используются ли педагогами возможности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений старших дошкольников.

При анализе отмечены общие недостатки: задача формирования коммуникативных умений в совместной взросло-детской деятельности педагогами обеих групп не ставилась, работе с родителями в этом направлении уделяется мало внимания. Не предусматривалась индивидуальная работа по формированию коммуникативных умений при организации совместной взросло-детской деятельности.

Анализ результатов изучения документации в группе «А» показал, что имеются следующие специфичные недостатки:

Не прослеживается система работы в перспективном планировании педагога по формированию коммуникативных умений при организации совместной взросло-детской деятельности;

В календарном планировании не отображены формы работы с детьми по формированию коммуникативных умений при совместной взросло-детской деятельности;

Недостаточно информации по работе с родителями (беседы, консультации, советы и др. по формированию коммуникативных умений при совместной взросло-детской деятельности).

Анализ изучения документации в группе «Б» показал следующее:

В календарных планах не уточнены принципы системности работы по формированию коммуникативных умений при совместной взросло-детской деятельности;

В календарном планировании лишь частично отображена работа по воспитанию у детей культуры общения, т.е. проведение индивидуальных бесед в режимных моментах;

Имеется крайне лаконичная информация о работе с родителями (беседы, консультации), в которой фрагментарно просматривается решение педагогами задач формирования коммуникативных умений, но не в совместной взросло-детской деятельности.

Таким образом, подводя итоги, мы выяснили, что работа по формированию коммуникативных умений непосредственно в совместной взросло-детской деятельности ведется недостаточно, а именно не учитывается уровень сформированности коммуникативных умений, используются не все возможные способы формирования коммуникативных умений в совместной взросло-детской деятельности, не прослеживается преемственность в целях, педагогический потенциал совместной взросло-детской деятельности используется недостаточно для формирования коммуникативных умений дошкольников.

III серия исследования - анкетирование родителей. Цель: выяснить каким образом родители стремятся формировать коммуникативные умения у детей.

Опираясь на исследования ученых о роли и значении семьи в формировании контактности и социабельности детей (М.И. Лисина), зависимости личностных качеств от доброжелательности отношений между членами семьи, любви между родителями (В.К. Котырло, С.А. Ладывир, В.В. Конд- ратова), наличия или отсутствия единодушного подхода к воспитанию ребенка, наличия эмоционального контакта ребенка со взрослым (Т.А. Репина, Л.А. Арутюнова, Н.Е. Веракса), мы разработали анкету для родителей и показатели анализа результатов анкетирования.

Родителям были предложены следующие вопросы:

Каким бы Вы хотели воспитать Вашего ребенка?

Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке?

Какие черты Вас огорчают в Вашем ребенке?

Как бы Вы охарактеризовали свои отношения с ребенком?

Что Вы предпочитаете делать совместно со своим ребенком?

Является ли Ваш ребенок общительным? Почему Вы так думаете?

Какими умениями должен обладать Ваш ребенок, чтобы его назвали общительным?

Как Вы воспитываете у ребенка умение общаться?

Из каких источников Вы получаете знания о воспитании своего ребенка?

Кто главным образом занимается в семье воспитанием Вашего ребенка?

Результаты анкетирования родителей показали, что их ценностные установки направлены на нравственные качества. Основными качествами личности ребенка, которые они хотели бы воспитать, на первое место ставят положительные, гуманные, такие как отзывчивость - 42%, доброта, заботливость, честность. Существенное место в анкетах отводится отношению к делу («трудолюбивым») - 21% и умственным качествам («умным», «умственно развитым») - 17%. Некоторые родители дают неопределенные характеристики желаемым качествам своего ребенка («хорошим», «воспитанным», «хорошим человеком») 12 %.

Общительность как желаемое качество выделяется в 8% анкет. Черты, которые радуют в ребенке на сегодняшний день распределились несколько иначе. Характерен тот факт, что у ребенка дошкольного возраста родители отмечают общительность - 32%, откровенность - 24%, доброту - 20%, желание помочь, умение сострадать, любовь к близким и друзьям (все черты выделили родители) - 14 % случаев. Из анкет родителей видно, что общительность свойственна детям старшего дошкольного возраста, она замечается родителями и поощряется как жизненно необходимое качество.

Однако, соотношение ответов на 1 и 2 вопросы анкеты позволяет предположить, что родители среди качеств, которые они хотели бы воспитать, называют только те, которые на сегодняшний день у ребенка не проявляются или проявляются неярко, и в число этих характеристик коммуникативные умения не попадают. Следовательно, воспитательные воздействия родителей на коммуникативные умения детей будут недостаточными для их дальнейшего формирования.

Среди черт ребенка, которые огорчают родителей, отмечается отсутствие произвольности (несдержанность, несобранность, неусидчивость), некоторые отклонения в поведении упрямство, капризы, плаксивость, самовлюбленность, «задает много вопросов, на которые иногда не приходит сразу ответ», «балуется» и т.д.), необщительность (8%). Отсутствие коммуникативных умений не огорчает родителей, что говорит о недостаточном понимании их значимости.

Практически все родители отмечают, что отношения с детьми у них доверительные и дружеские («взаимные», «дружеские», «пока доверительные»). На вопрос «Что Вы предпочитаете делать вместе с детьми?», получены данные, что родители совместно со своими детьми занимаются определенными видами деятельности, в основном, это чтение, игра, трудовая деятельность («уборка в доме», «все, что нужно для жизни», «ходить за покупками», «играть», «ходить в кружок», «прогуливаться»).

Характерен тот факт, что родители концентрируют внимание на деятельности так таковой, а не на общении по поводу деятельности. Только в 17% анкет на этот вопрос встретились ответы типа: «общаться как можно больше», «просто поговорить», «посидеть вместе, обнявшись».

Традиционно и представление родителей о коммуникативных умениях детей. Они характеризуют своего ребенка «общительным», если он умеет «найти общий язык», «с любым может поговорить», «спрашивает», «рассказывает», «любит выступать перед аудиторией». Родители фиксируют внимание на внешней стороне действий ребенка, они считают, что ребенка можно назвать общительным, если он говорит «здравствуйте», «до свидания», «хорошо разговаривает», «с развитой речью», «проявляет смелость, раскованность», «может быть заводилой».

Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами.

Такое представление родителей о содержании и структуре коммуникативных умений детей вызвано тем, что основными источниками, пополняющими их опыт являются эпизодические случайные факты из собственного опыта - 40%, из средств массовой информации (телевидение, радио) - 10%, из литературы - 22%. Детский сад, в качестве источника информации по данной проблеме назвали только 28% родителей. Исходя из этого, можно сказать, что ценность тех средств, которые родители используют в формировании коммуникативных умений у детей («собственный пример», «разговор», «чтение», «внушение» и т.д.) снижается, так как у них отсутствует целостное представление о коммуникативно ориентированной личности и необходимом содержании и уровне коммуникативных умений.

Таким образом, содержание материала данного параграфа показывает значимость исследуемой проблемы. В процессе теоретических поисков с привлечением эмпирических данных установлено, что сформированность коммуникативных умений - это сложное образование, включающее в себя определенную совокупность умений. Результаты экспериментального исследования показали необходимость дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной работы и направления ее на поиск эффективных условий формирования коммуникативных умений.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей обеих групп средний, однако, в группе «А» показатели несколько ниже, чем в группе «Б». Поэтому мы выбираем группу «А» в качестве экспериментальной, а группа «Б» будет являться контрольной.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным для осуществления общения в условиях совместной взросло-детской (партнерской) деятельности и одной из причин этого выступают особенности осуществления воспитательно-образовательной работы в семье и дошкольном учреждении.

Методика диагностирования комм уникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

воспитатель МДОУ детский сад № 38 «Искорка» ,

город Подольск

В настоящее время проблема развития коммуникативных способностей стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных способностей у младших дошкольников.

В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:

Доступность

Надежность

Однозначность

Валидность

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных способностей детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.

Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) – не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 – 18 баллов

Средний уровень – 10 – 14 баллов

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников»

Ф.И. ребенка

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных способностей в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Общий балл

© Хузеева Г.Р., 2014

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

© Художественное оформление, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

* * *

Введение

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду является формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.

В настоящее время коммуникативному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно. В современном обществе детям не достаточно доступно свободное общение со сверстниками. При этом детей редко специально обучают эффективным приемам взаимодействия со сверстниками. Практика показывает, что наибольшее трудности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможность осуществлять совместную деятельность. Тревожным сигналом является и тот факт, что большое количество дошкольников реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. Наши исследования показывают, что 40 % современных дошкольников на вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» отвечают, что предпочитают компьютерные игры. Что же лежит в основе формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, каковы средства диагностики и развития? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей книге. Безусловно, это только один из вариантов понимания данной проблемы. Вопросы коммуникативного развития современных дошкольников требуют пристального внимания и дальнейшей разработки.

I. Понятие и структура коммуникативной компетентности

Одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие. Результатом такого развития является коммуникативная компетентность в общении детей со взрослыми и со сверстниками.

В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка. Группа сверстников становится референтной для детей дошкольного возраста

Проблема формирования коммуникативной компетентности рассматривалась нами в рамках системно-деятельностного подхода и теории общения и межличностных отношений (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).

М.И. Лисина сделала деятельность общения предметом своих исследований. Она рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом.

Целью общения, считает М.И. Лисина, является познание себя и познание других людей.

Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом. Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В ходе развития меняются потребности, мотивы, средства общения. В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками, которые М.И. Лисина определила как формы общения.

Коммуникативная компетентность – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях (В.Н. Куницына).

Компетентность в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека (Г.А. Цукерман).

То есть, коммуникативная компетентность , в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения .

Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (особенности психического развития и особенности общения со взрослыми и со сверстниками) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка).

Отметим наиболее важные и исследованные предпосылки формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в общении со сверстниками.

Предпосылки формирования коммуникативной компетентности дошкольника



Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками.

В исследовании особенностей общения детей старшего дошкольного возраста нами было доказано, что результат социализации, успешность общения в группе сверстников определяется не внутренними и внешними особенностями напрямую, а опосредован самим процессом протекания реального общения и взаимодействия. То есть успешность ребенка в общении со сверстниками зависит от процесса конструирования социальной реальности: активности, чувствительности к партнеру.

С нашей точки зрения, коммуникативная компетентность в процессе реального общения, проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.) , направленности на другого, чувствительности к сверстнику.

При этом, как показали результаты нашего исследования, ребенок может учитывать интересы и особенности сверстника и использовать их «в свою пользу» (эгоистическая направленность, конкурентность), а может в «пользу другого» (гуманистическая направленность, просоциальные формы поведения, бескорыстная помощь).

Но в том и другом случае ребенок может обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Способность ориентироваться и учитывать особенности другого в процессе общения формируется в процессе деятельности.

В основе коммуникативной компетентности, с нашей точки зрения, лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Условно можно выделить три составляющие образа сверстника:

Познавательный аспект образа сверстника включает:

1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;

2) дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого);

3) знание и понимание эмоций другого человека;

4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Вверх