Глен доман гармоничное развитие ребенка fb2. Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Составитель Е. А. Страубе
Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора


У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.

Прежде чем начать занятия

Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».

Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.

Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».

Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.

Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.

Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.

В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.

Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.

Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.

Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.

Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.

Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.

Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.

Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.

Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.

Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.

Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.

Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.

Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.

Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.

Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители.

Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только это знание истинно и основано на фактах.

Не устраивайте «проверки знаний»: тестирование выявляет только то, что не усвоено.

Учение – это игра, которая заканчивается до того, как ребенок устанет.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Ф .: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3-х месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям в 3 месяца ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники такого развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?“ – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться? А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.


Дальше с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?“ Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы, помимо целых слов, выучили еще и все известные слоги. С 10 месяцев учились считать. Сейчас дочке 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения.


Приведу главный довод, почему я „за“ Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинается снежный ком: ребенок не усвоил одно, – ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса. А отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Глава 2 Как правильно учить ребенка

Не нужно быть профессионалом

Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно – только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.

Ребенок младше 5 лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.

Все дети являются лингвистическими гениями.

Дети младше 5 лет буквально переполнены жизненной энергией.

Кроме этого, многие родители, не имеющие педагогического образования, боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, тем самым навредив ребенку. Они предпочитают отдать малыша в развивающие центры, где дети будут в надежных руках специалистов.

Конечно, такие рассуждения не лишены здравого смысла, но все же не стоит торопиться отказаться от методики Домана. Обратите внимание на следующие факты.

Ребенку с первых дней рождения необходимо внимание мамы. Занятия дают малышу не только знания, но и так необходимое ему и вам общение друг с другом. К тому же кто как не мама лучше знает потребности и возможности своего малыша?

Как бы плохо (с вашей точки зрения) вы ни учили малыша читать, считать и усваивать другие знания, это все равно будет более полезным, чем если вообще ничего не делать. Занятия по методике Домана – это беспроигрышная игра, в которой вы все равно выигрываете, как бы плохо при этом ни играли. Результат будет обязательно, даже если вы приложите минимум усилий.

Дети младше 5 лет обладают огромной жаждой по знания.

Чем больше информации усваивает ребенок младше 5 лет, тем больше остается в его памяти.

Дети младше 5 лет могут научиться всему тому, чему вы будете их учить, если только делать это искренне, радостно и постоянно основываясь на фактах. Более того, они хотят этому научиться.

Дети младше 5 лет могут выучить столько иностранных языков, сколько им дадут выучить.

Чем грамотнее и увереннее вы будете поступать, тем быстрее и легче научите своего ребенка – эта истина известна. Для начала давайте рассмотрим то главное, что нужно помнить о самом ребенке, а уже потом обсудим вопрос, как именно его следует учить.

Для обучения ребенка необходимы:

Отношение и подход родителей;

Объем и порядок преподнесения учебного материала.

Доман уделяет огромное значение трем основным областям интеллектуального развития – чтению, математике и энциклопедическим знаниям. Самым важным из них является чтение. Умение читать – одна из высших функций человеческого мозга. Из всех живых существ только человеческие существа умеют читать.

Кроме того, чтение – это одно из важнейших умений, которые необходимы в жизни, поскольку все остальное образование основывается именно на нем. Поэтому вам следует начать именно с обучения чтению. Начав выполнение соответствующей программы обучения, вы постепенно станете дополнять ее программой обучения энциклопедическим знаниям.

Человеческий интеллект базируется на собственных знаниях. Без знаний не может быть интеллекта. По этому параллельно с программой обучения чтению вы начинаете программу обучения энциклопедическим знаниям, используя для этого несколько наборов заранее приготовленных карточек. Когда ваш ребенок хорошо усвоит содержащиеся на них факты, приступайте к программе обучения математике.

Если вам или вашему ребенку неинтересно – прекратите занятия. Видимо, вы делаете что-то неправильно.

Одновременно с этим уже с первых дней рождения следует уделять внимание и физическому развитию ребенка. В результате малыш вырастет гармонично развитой личностью, а его способности позволят ему многого добиться в жизни.

Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка поцелуем или ласковым прикосновением, улыбкой.

Приходилось ли вам видеть выступления детей гениев? Возможно, вы слышали о чрезвычайных способностях какого-нибудь маленького уникума, который живет в вашем городе? Не правда ли, наблюдая за гениальностью детей, поражаешься, насколько огромный потенциал скрыт в человеке, уже в самом маленьком возрасте! Многие родители, слыша о таком феномене, хотят, чтобы собственный ребенок если и не достиг аналогичных высот, то хотя бы немножко больше подтянулся в знаниях и умениях, чем есть сейчас. И вот - в голове звучит вопрос: как сделать из ребенка гения? В ответ мы натыкаемся на методику Гленна Домана, который разработал и подробно описал, как воплотить в жизнь наши мечты. Но стойте! - прежде чем рисовать карточки “домана”, давайте углубимся в его теорию и разберем, что на самом деле дает она ребенку.

● Действительно ли Гленн Доман прав, и все дети от природы обладают даром гениальности?
● Можно ли с помощью методики Гленна Домана развить гениальный ум буквально с пеленок?
● Правильно ли усиленно воспитывать ребенка гением в дошкольном возрасте?
● Сколько пользы, а сколько вреда можно нанести ребенку, занимаясь по методике Гленна Домана?

Гленн Доман - американский врач, который всю свою жизнь посвятил одному единственному вопросу - как помочь детям с травмой мозга. Его активная жизненная позиция, его неординарный взгляд, его сильнейшее желание помочь неизлечимо больным, на которых все остальные махнули рукой и повесили ярлык “умственно отсталые”, достойны уважения и восхищения. Его работы о том, как маленькие дети развиваются интеллектуально, в свое время были настоящим прорывом. Он, своей работой, на практике сумел доказать, что гениальный ум - это заданное от природы явление и при правильной работе, его можно развивать до такой степени, до таких необычайных высот, что окружающие будут только ахать удивительным способностям.

Восторженный своим открытием, Гленн Доман написал книгу “Да, ваш ребенок гений”, которая недавно была переведена на русский язык и сегодня становится все более популярной среди наших мам и пап. Написанная просто и легко, она подкупает своей искренней надеждой и желанием дать малышу максимальное количество возможностей, уже с пеленок подарить счастливую жизнь, гениальность. В книге излагается масса рекомендаций для родителей младенца, руководствуясь которыми можно развивать гений ребенка буквально с первых месяцев жизни. Более того, утверждается, что пропустив этот период, мы упускаем время для интеллектуального развития. Уже в 6 лет, когда мы идем в школу, ум потерял способность усваивать материал так хорошо и быстро, как, скажем, в 2 года, - так утверждал Гленн Доман. Именно поэтому детям в школе тяжело учиться читать и писать в первом классе и шанс стать гением остается у небольшого количества детей. Если бы с ребенком занимались раньше, то все прошло бы намного быстрее и лучше - это слова автора.

Гленн Доман говорит о том, что каждый ребенок от природы гений , он с удовольствием бы читал и считал бы и в младенчестве, просто у него нет такой возможности - он не видят буквы, потому что они маленькие. Так, он разработал целую методику, как научить ребенка считать и читать уже с пеленок, а также дать ему огромную массу энциклопедических знаний - и все это в игровой, интересной форме. Ну не чудо ли? Только представьте себе, сколько преимуществ это дало бы вашему ребенку, как бы это изменило всю его дальнейшую судьбу, если бы он уже до 6 лет освоить все то, что другие только начинают учить в школе?

Ошибки Гленна Домана и его теории

Гленн Доман писал свои книги в 50-х годах ХХ века. Тогда его открытия были настоящим ноу-хау. Не удивительно, что тысячи американских родителей последовали методике Гленна Домана и пытались, применяя его методику, вырастить из своих детей гениев. Пройдя испытание временем, она не подтвердила свою правдоподобность. Карточки “домана” работают только с некоторыми детьми, а впечатляющий результат дают лишь в очень редких случаях.

Сегодня в Америке ажиотажа вокруг методики Гленна Домана нет, но институт, где пытаются взращивать детей гениев, а также лечат деток с повреждением мозга (он находится в штате Пенсильвания, в городе Филадельфия), продолжает существовать в тех же рамках, что и 70 лет назад. Новейшие исследования и технологии, педагогика XXI пришли на смену теориям Гленна Домана и естественным образом выигрывают у него. Вместе с тем институт покоряет новые страны, где его сотрудники, дети и внуки Гленна Домана, стараются доказать его теорию большим массам, найти сторонников и клиентов. Этой весной ознакомительная лекция под названием “Да, Ваш ребенок гений” проводилась и в Киеве, аналогичные мероприятия время от времени проходят в Москве, в странах бывшего СНГ, в странах Азии и в Европе.

К сожалению, многие наши родители клюют на удочку, покупают книги Гленна Домана, пытаются заниматься со своими детьми по этой методике, пытаются, следуя ей вырастить из детей гениев. То, что не работает, а зачастую даже и вредит , наши люди с радостью тестируют на собственном подрастающем поколении. И часто просто не задумываются над последствиями.

Сегодня науке гораздо больше известно о мозге и нейронных связях, о формировании интеллекта. Да и психология не стоит на месте - под напором новейших исследований в этой области методика Гленна Домана не выдерживает никакой критики. Любому современники должно быть понятно, что эта методика - лишь ступенька в понимании человеческой природы, которую мы давно перешагнули.

Через новейшую методику познания человеческой психики, через системно-векторное мышление можно легко увидеть не только недостатки методики Гленна Домана, но и тот вред, который она может причинить ребенку. Кстати даже такому, который действительно обладает всеми задатками гения. Ниже приведен разбор только нескольких постулатов Гленна Домана. Если же у вас есть другие вопросы, пишите их в комментариях ниже, и мы постараемся разобрать и их тоже.

Заблуждение №1: огромный интеллект, гениальный ум - это самое большое счастье

Гленн Доман был уверен, что интеллект - это основная ценность для человека, а высокий IQ - залог успеха в жизни. Уметь читать и считать в 6 месяцев - это самое лучшее, что может произойти с ребенком - так утверждал автор. Но разве это так? Потрясающие актеры, великолепные жонглеры, прекрасные ораторы, удивляющие художники, восхитительные скульпторы - тысячи профессий, все по-своему гении. Неужели все они несчастливы и не могут прожить хорошую жизнь, раз у них нет запредельного IQ? Конечно, нет.

Через системно-векторую психологию сегодня мы уже можем четко понять, что есть разные психотипы людей, эти психотипы называются векторами . И только два из них, звуковой и зрительный принадлежат к квартели информации, их тянет изучать мир физический и метафизический. Зрительный человек всю жизнь останется любопытным к проявлениям в нашем мире, если это задать с детства. Маленький звуковик рассматривает звезды, ему интересно как устроен мир и откуда мы все произошли.

При правильном подходе именно из зрительников можно вырастить очень умных людей, а из звуковиков - настоящих гениев, ведь для них информация - это настоящее счастье. Но для всех остальных это не так. надо дать возможность развиваться в другой сфере - умении говорить, ораторском искусстве. Из них получаются великолепные телеведущие, например.

Обонятельного ребенка необходимо как можно больше выталкивать в социум, к другим детям - не через интеллект развивается этот малыш, а через взаимоотношения в маленькой, детской стае. И так все остальные вектора. Каждому нужен свой подход и каждому уже от рождения заданы определенные желания - изменить или переиначить их нельзя. А в погоне за тем, что как вам кажется разовьет интеллекта ребенка, есть вероятность пропустить что-то очень важное и ценное для их будущей жизни.

Задаете себе вопрос “Как вырастить гения из ребенка?”
Попытайтесь вначале ответить на вопрос “Зачем?” Все ли гении, которых Вы знаете, были счастливы? Почитайте биографии знаменитых гениев, и узнайте, насколько тяжела жизнь настоящего гения, часто - это изгой.

Каждому человеку для счастья необходимо найти свое место, а не пытаться занять чужое. В свое время Альберт Эйнштейн сказал замечательную мысль “Каждый гениален. Но если Вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”. И это не значит, что из детей не можно вырастить гениев. Но важно понимать, какой ребенок перед вами и в чем его талант. Именно его, а не что-то навязанное обществом или родителями.

Если малыш звуковик или зрительник, а то и два в одном - прекрасно, можно развивать в нем его соответствующие его векторам способности. Но даже если верхние вектора заданы, роль карточек, показываемых по методике Гленна Домана вызывают как минимум сомнение.

Заблуждение №2: учиться - это почти дрессировка

Но даже если ребенок и обладает звуковым и зрительным векторами, каким образом следует обучать его? Гленн Доман, разрабатывая свою методику, говорил о том, что необходимо стимулировать глаза ребенка, показывая ему разнообразные картинки очень быстро - создать эффект мелькания, как будто бы 25-кадра. Также стоит показывать и слова, цифры (точками от 1 до 100). Малыш в раннем возрасте, таким образом, словно бы фотографирует картинку, запоминает ее и фиксирует в мозгу на всю жизнь (при условии, что ему покажут ее несколько раз). Особенное значение имеет поведение матери, с которым она преподает ребенку науку - она должна быть очень весела, радоваться успехам малыша, всегда хвалить его. Для детей с повреждением мозга, когда ребенок должен заниматься не только интеллектуально, а еще и физически - ползать по полу, как награда, используется не только похвала, но и развлечения, игрушки, и даже - (!) еда.

Главное, сообщает нам Гленн Доман, чтобы дети были гениями, не привить им отвращение к знаниям, как это делают в школе. “Нельзя заставлять ребенка что-либо делать, даже если это очень хорошо. Именно от принуждения, с которым дети учат уроки в школе, идут все проблемы. Потенциально умных детей буквально “забивают” навязыванием знаний. Все зависит от матери и от ее умения преподнести знания, как игру”.

Действительно, как все просто - показываешь ребенку с младенчества до 6 лет много информации, а дальше, он этим пользуется вовсю. При этом ведь таким образом можно записать ему в мозг, словно бы на магнитную ленту, чуть ли не всю энциклопедическую информацию, да еще и несколько языков в придачу. Ну, чем не новый ребенок - гений с пеленок?

Но на самом деле, конечно, если бы все было так просто, то действительно все было бы слишком легко. Однако, изучая элементарную базу системно-векторной психологии, мы понимаем, что в начале всегда идет желание, а уж потом - наполнение. Не бывает по-другому. Сначала мы чувствуем голод и только потом, когда едим, чувствуем вкус пищи, радость насыщения. Нельзя почувствовать удовлетворение от еды, не испытав перед этим голода. Так же и в знаниях - первично у ребенка должно сформироваться желание, и только потом его можно наполнять. Конечно, родители должны подсовывать ребенку со звуковым и зрительным векторами множество разнообразных вариантов для наполнения его информационных нехваток, и следуя за его желанием, наполнять его знаниями. Но не наоборот. Нельзя заставлять ребенка учиться читать , даже за похвалу - необходимо создать для него нехватку, желание читать - и обучение будет в радость! Само по себе знание, умение без желания - ничего не стоит, оно никому не нужно.

Прочувствуйте разницу между двумя ситуациями:
в первой - малыш сам подходит к маме и спрашивает “Мама, а почему трава зеленая?” или “Мама, ” и мама пытается наполнить его ответом,
а во второй - мама постоянно навязывает ребенку огромную базу знаний, без его желания, без его поиска, без его предварительных вопросов.

В норме уже сама информация воспринимается звуковиком и зрительником как награда. Познавать мир, в котором они живут, внутри и снаружи - это то, зачем идет ребенок, обладающий этими векторами. Это его нехватка, и, узнавая что-то новое, он наполняется этим. Тут не нужно никаких дополнительных стимуляций, например, чрезмерной похвалы. По методике Гленна Домана подменяются понятия - сами знания - то, что надо выучить, а награда - похвала мамы или игрушки.

Почему же методика Гленна Домана работает у некоторых детей?
Действительно, некоторые дети с самого раннего возраста показывают очень хорошие способности. И в этом нет ничего фантастического, это легко объяснить. Зрение - эрогенная зона для зрительника и в потенциале у него очень большие возможности, в том числе и в зрительной памяти. Однако в зрительном векторе лучше развивать поиск информации, а не быстрое “фотографирование” картинок. Важнее развивать чувственность, сопереживание. Зрительный интеллект не развивается через исключительно картинки. Кроме того, дети с анальным вектором - очень послушны и всегда хотят заслужить похвалу. Когда мама перехваливает их, у них может появиться зависимость от этого - так называемый комплекс “хорошего мальчика ”. Такие дети готовы учить все что угодно только бы их похвалили, и потом всю жизнь так и живут - в поисках похвалы.

В потенциале, конечно, у человека со звуком и зрением огромное желание наполнить его информацией, он действительно может вместить в себя много информации. Но можно ли съесть больше, чем хочется? Помните, нельзя дать больше, чем ребенок может взять - слишком много знаний приведет к отвращению. Переполненное желание - это убитое желание. Так же, как и наевшись, мы испытываем нежелание или даже неприязнь к пище, так же и с желанием к познанию. Научить звукового и зрительного ребенка любить знания просто - необходимо постоянно взращивать в нем нехватку. И вслед за этим подтянутся его результаты.

Заблуждение №3: после 6 лет уже поздно!

Наверное, самое большое заблуждение Гленна Домана, а также всех ученых и педагогов его времени, в том, что активно заниматься умственным трудом с ребенком надо начинать, как можно раньше. Говорилось, что до 6 лет проще выучить иностранные языки, познать науку и так далее. Сторонники этой теории были убеждены, что в возрасте до 6 лет мозг еще не засорился информацией, а желание к познанию - очень велико.

Но сегодня, уже в XXI веке, проанализировав ранние работы с детьми, мы уверенно можем сказать, что такое утверждение ошибочно –нередко оно формирует неправильное, неадекватное развитие ребенка. Почему так происходит?

Социализация в обществе важна для становления человека, понимания себя в среде других таких же, как и он сам. Все люди, даже самые умные из нас, могут быть счастливы, только реализовавшись в обществе - найдя себе друзей, полюбив, создав свою семью, реализовавшись в профеcсии и так далее. Детский сад, двор, общение с массой разнообразных детей, по характерам и желаниями - это то, что необходимо успеть сделать именно до 6 лет. Пропустив этот период, истратив его только лишь развитие умственных способностей, попыток достичь так называемой гениальности, на занятия с несколькими репетиторами каждый день, выйдя в люди позже, ребенок может не приобрести те навыки, которые будут нужны ему для должной адаптации в обществе. И позже - у него уже просто не будет времени наверстать упущенное - именно таким образом и получаются такие умные, но совершенно несчастные социальные «неадаптанты», не в силах жить в обществе , но и страдающие от одиночества.

6-летний ребенок с большой охотой научиться читать за считанные дни, 9-летний по собственному желанию может взяться за изучение иностранного языка, а в 15 лет за пару месяцев пройти весь курс философии. Главное - его желание и стремление к этому. До 6-ти лет интеллектуальное развитие ребенка может быть, но в меру и в формате игры, и ни в коем случае - не в замену общению с другими детьми.

Природой не задано в 6 месяцев уметь читать - этот навык не нужен ребенку в таком возрасте. Если у ребенка от природы проснулось раннее желание читать, он показывает себя гением, ищет все новую и новую информацию, необходимо помогать ему в этом. Если же у него нет такой потребности, со знаниями можно спокойно пождать до 6-7 лет.

В каждом векторе - у каждого ребенка внутри заложено множество свойственных именно этому вектору желаний. Каждый ребенок в потенциале действительно гений. Да и гениальный интеллект – понятие относительное. Для зрительника, например, это не только получение информации, но и сострадание, понимание красоты и гармонии, идей гуманизма. Гармоничное развитие ребенка может быть только в развитии всех его врожденных желаниях и качествах, заложенных от природы в его вектора. Давление же только на интеллект приведет только к торможению во всех остальных качествах и желаниях.

Внимание! Эта статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана и только лишь на ее основании нельзя определить вектора ребенка, его психотип. Если у вас есть желание больше понимать своего малыша, задать ему прекрасное будущее, вырастить здорового, счастливого человека, приглашаем вас посетить онлайн тренинг по системно-векторному мышлению, где в легкой форме лекции можно получить все необходимые знания. Вступительные лекции проходят бесплатно. Для записи можно кликнуть или на баннер:

Чуть ниже вы найдете форму подписки на наши статьи, в каждом выпуске всегда рассматривается и детская психология в том числе. Просто оставьте ваш e-mail и мы будем присылать на него нашу рассылку.

А известно ли вам, что открытия мирового масштаба многие ученые совершают не в той отрасли, в которой изначально вели работу. Так произошло и с американским ученым Гленом Доманом, известным многим родителям и педагогам, как автор методики раннего развития детей, дошкольного возраста.

Врач физиотерапевт из Америки, работал с детками, которые отставали от сверстников. И сумел создать уникальную программу, позволяющую ребятам с задержкой в развитии, научиться читать, понять математику и обрести энциклопедические знания. Все свои исследования и принципы занятий, Доман опубликовал в нескольких книгах, например, «Методики раннего развития», и в соавторстве с дочерью «Дошкольное обучение ребенка».

Книга Домана «Методика раннего развития ребенка»

Автор решил попробовать систему на здоровых ребятишках и в результате ученый смог доказать, что потенциал человеческого мозга огромен. Ведь с дошкольного возраста дети способны запоминать большое количество информации.

В пособии Домана описывается, что в 2-4 года практически все карапузы должны уметь:

  • Бегать.
  • Плавать.
  • Лазать по лесенкам и карабкаться на дерево.
  • Великолепно знать математику.
  • Уметь читать.
  • Иметь огромнейший словарный запас.
  • Обладать массой познаний в различных сферах.

Преподавание по данной методике происходит в форме краткосрочной игры, поэтому ребенок не устает и с радостью узнает новую информацию.

Когда начинать обучение?

В книге четко сказано, что мозг младенца с момента появления на свет, способен получать неограниченное количество информации.

Основные тезисы Глена Домана:

  • Человека до 7 лет можно научить практически всему.
  • Активность головного мозга усиливается при стимуляции органов чувств и физической активности ребенка.
  • Методика раннего развития ребят дошкольного возраста будет эффективна только при постоянной работе мозга.
  • С трехмесячного возраста можно учить несколько иностранных языков.

В своей книге Глен Доман настаивает на гармоничном воспитании маленькой личности. Автор программы считает, что только будучи взрослым, малыш может решить кем ему стать, поэтому задача родителей заняться всесторонним развитием крохи. Вы должны вложить в маленькую голову максимум информации, которая может пригодиться в будущем.

При правильной организации уроков малыш, дошкольного возраста с радостью будет учиться и мотивация до 7 лет не требуется.

Глен Доман: книга «Дошкольное обучение ребенка»

Написано пособие было Гленом и его дочерью Дженет Доман, которая является директором института развития человеческого потенциала в Филадельфии. В институте основная работа проводится с малышами, которые имеют определенные умственные отклонения.

Благодаря системе Глена Домана эти дети могут читать, считать, обладают определенными знаниями и хорошей физической подготовкой. Книга, издавалась для взрослых, которые обязаны понять:

  • Малыши могут реализовать себя в спорте.
  • В дошкольном возрасте можно считать тысячами в уме.
  • Решать всевозможные математические задачи.
  • Свободно изъясняться на нескольких языках.
  • Заниматься акробатикой или гимнастикой.

Для полноценного обучения малыша дошкольного возраста по системе Глена Домана, родители должны все свободное время посвятить занятиям. Только в этом случае успех гарантирован.

Правила

В издании Глена Домана «Методика раннего развития ребенка» для родителей и педагогов введены такие рекомендации:

  • Изучите все особенности системы в книге. Поскольку на просторах интернета можно встретить много искаженной информации.
  • Обучение проводится с малышом, когда он здоров, бодр и недавно покушал.
  • Педагог должен быть в хорошем настроении.
  • Подготовьте требуемое количество карточек. Их можно купить, распечатать с интернета или сделать самостоятельно.
  • Всегда прорабатывайте материал перед уроком.
  • Внимание малыша дошкольного возраста должно быть обращено на таблички, поэтому телевизор выключите, а игрушки уберите.
  • Если вы заметили, что кроха устал, остановитесь. Через время продолжайте урок, но, ни в коем случае не начинайте его заново.
  • Вы можете воспользоваться видео-уроками.

Вы должны относиться к ребенку как к личности, поэтому любые попытки провести экзамен или тестирование могут вызвать протест и привести, к нежеланию учиться. В книге Глена Домана четко сказано, что малыш сам, когда захочет, поделится с вами своими знаниями.

Уроки

В книгах раннего развития Глена Домана выделяют такие направления:

  • Физическое воспитание. Начинается учеба с первых дней жизни. Многие родители делают самостоятельно или приобретают трек Домана, который помогает малышу быстро поползти. Проводятся занятия на координацию движения, равновесие, вис и подтягивания. Со временем все упражнения усложняются и к трехлетнему возрасту малыш готов к поступлению в ведущие спортивные школы страны.
  • Чтение. В книге расписаны этапы обучения: «Слова», «Сочетание слов», «Маленькие предложения», «Предложения» и «Чтение книг». Благодаря этой программе человечек может выучить не только родной язык, а и несколько иностранных. Но при их изучении родители обязаны владеть этим языком, чтобы не дезинформировать малыша.
  • Счет. Математические знания также преподаются поэтапно: «Количество», «Уравнения», «Задачи», «Цифры» и «Уравнения с цифрами».
  • Энциклопедические знания. В издании Глена Домана отмечено, что от родителей зависит, сколько информации вложить в мозг малыша. Основные темы для изучения: история, культура, искусство, города, памятники, литература, биология, музыка и география.
  • Разговор. Родители учатся говорить с детьми в форме диалога. С первых дней задают вопросы и ждут 10-30 секунд ответ. Со временем малыш поймет, что это диалог и начнет отвечать.
  • Дети начинают рано говорить, поскольку они просматривают таблички и стараются повторить за мамой слово. По отзывам к четырехмесячному возрасту младенец, видя картинку, издает звуки, которые присутствуют в слове. Что говорит об интенсивном развитии речевого аппарата.
  • Стоит отметить, что в своих методичках Доман не запрещает использовать несколько обучающих программ.

    Гленн Доман (Glenn Doman) – основатель Института достижения человеческого потенциала.

    Более полувека назад Гленн создал издательство «Gentle Revolution», чьей задачей является давать всем родителям советы, необходимые для того, чтобы вырастить высоко интеллигентного, талантливого и очаровательного ребенка, и благодаря этому создать высоко гуманный, здравый и порядочный мир.

    В 1964 году была впервые опубликована книга «Как научить ребенка читать», родители по всему миру читали ее, и так началась «Gentle Revolution». Более двух миллионов родителей прочитало эту книгу на английском языке, большое количество матерей написали письма в редакцию с рассказами о том, как легко им было научить ребенка читать.

    «Gentle Revolution» во главе с Гленном Доманом стремится к тому, чтобы дать каждому ребенку шанс стать идеальным с помощью родителей.

    Сайт автора - http://www.gentlerevolution.com Отзывы об авторе "Доман Гленн"

    Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

    Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости - чтению?

    скачать Мама и малыш

    Самая практическая и конкретная книга для детей и родителей - естественное и эффективное развитие потенциала новорожденного гения! В английском варианте она называлась "How smart is your baby?"

    Описание "Ваш ребенок - гений"

    Матери знают, на уровне интуиции, что первые месяцы жизни окажут огромное влияние на весь жизненный путь их детей. В этом они абсолютно правы, говорят авторы этой книги Глен и Джанет Доман. Но у отцов и матерей нет необходимой информации, чтобы использовать эти первые месяцы с наибольшей пользой для ребенка или чтобы сделать первые шесть лет настолько плодотворными и настраивающими на дальнейшие жизненные успехи, насколько они могут и должны быть. Это происходит по той причине, что в мире до сих пор имеет место недостаточное понимание настоящего потенциала новорожденного ребенка - будущего гения.

    Книга обеспечит родителей всей информацией, которая им нужна, чтобы помочь их ребенку раскрыть весь свой потенциал в полной мере. Сначала авторы объясняют, как новорожденный растет и развивается, подробно рассматривая все важные стадии. Затем подводят родителей к созданию такой домашней среды для ребенка, которая стимулирует зачатки гения и обогащает развитие его мозга. Профиль развития, который родители заполняют, позволяют матери и отцу наблюдать за прогрессом их малыша, оценивая его силы и выясняя, где необходимо дополнительно применить стимуляцию и создать возможности для него. Наиболее важно, что родители учатся, как создавать ежедневную эффективную и сбалансированную программу для физического и интеллектуального роста. Когда родители понимают, как их ребенок развивается, они могут стать лучшими учителями для него. И самое замечательное, что эта веселая программа очень сближает детей и родителей, на всю жизнь устанавливая в семье атмосферу любви и тяги к знаниям.


    Вы можете купить "Ваш ребенок - гений" ("Да, ваш ребенок - гений!") с доставкой.

    Обращайтесь за бесплатной консультацией по применению товара к нашим специалистам на

    Вверх